Парк «Динамо»

 

II

 

По выходным дороги, ведущие в парк, заполнялись нарядными семействами. Из каждого трамвая выходили родители с детьми, и этот поток безостановочно тёк вниз, мимо озера, туда, где с самого утра гремела из динамиков радостная музыка. Дети настойчиво тянули взрослых в мир необычных аттракционов и игровых площадок. Сейчас вряд ли кого удивишь каруселью и большими качелями, но в те годы «Динамо» притягивал людей со всего Воронежа (а мы гордились улыбкой судьбы, ведь нам не нужно было никуда ехать, достаточно было всего лишь спуститься через небольшой лесок к Зелёному театру, а уж от него к парку шла длинная парадная лестница с клумбами посередине и несколькими площадками, на которых стояли скамьи для отдыха. Кстати, рядом со стадионом «Динамо» долгое время стояло колесо обозрения. Жаль, что не сохранилось фотографий, которые я делал своим «детским» фотоаппаратом «Смена - 8М», когда поднимался наверх. А потом колесо демонтировали и… перенесли на другую сторону озера, в Берёзовую Рощу, поставив на площадке в ста метрах от Зелёного театра. И снова было удобно.

По центральной аллее динамовского парка плескался какой-то загадочный поток. Вытекал он из так называемого Нижнего пруда, который, в свою очередь, питался подземными ключами и источниками, бьющими из горы над ним. В отдельных местах этот поток был прозрачен и почти романтичен, в других – покрывался мелкой зелёной ряской, плотным слоем тины… Он доходил до самого входа в парк, до круглой площади с павильонами и планетарием. Здесь романтика заканчивалась и начиналось топкое место, почти болото с грязной жижей и не всегда приятным запахом гнили. Меня всегда интересовал вопрос, куда дальше исчезала вода. Наверное, по скрытым под асфальтом трубам она вливалась в озеро… Когда в школе мы стали изучать физическую географию, то многие среди моих друзей задумались о том, что ложе парка – это, возможно, русло древней реки, которая когда-то брала начало в районе Ботанического сада или холмов ипподрома и впадала в реку Воронеж. Кто-то, начитавшись приключенческой литературы, высказал даже идею о том, что в руслах рек легко можно найти золото и потому стоит покопать кое-где землю в парке.

Через живописный поток в центре парка были перекинуты деревянные мостки с перилами из березовых стволов. Неописуемое детское счастье – проехать по такому мостику на велосипеде! А родители волновались… И тут же крутились карусели, вращались аттракционы «Ракета», «Летучий корабль», можно было зайти в «Комнату смеха», где особые зеркала по-всякому искажали ваше лицо, делая его то грустным, то страшным, то искривлённым до невообразимости… Дети тянули родителей к овальным электромобилям, которые, сталкиваясь и гоняясь друг за другом, с шумом ездили по резиновому полу (сейчас и забыл даже, как это называлось). И качели в парке были такие, что на некоторые из них пускали только вместе с родителями (или вообще одних взрослых) – иначе дети могли бы вылететь из кабинки к верхушкам деревьев.

Здесь же, в начале парка, располагалась и танцплощадка, воспетая во многих книгах воронежских писателей. Сцена-«ракушка», где от дождя могли укрываться музыканты или аппаратура, открывалась в сторону аллеи, поэтому всегда хорошо было видно, кто играет. У входа стояла будка, где продавали входные билеты, но не всегда гуляющие стремились попасть в огороженное пространство, ведь музыка звучала достаточно громко, чтобы пританцовывать и снаружи. Если не ошибаюсь, работать площадка стала едва ли не с первых послевоенных лет. Здесь всегда было многолюдно и всё «по-взрослому». Наверное, поэтому здесь тоже всегда дежурили милиционеры…

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедушка, бабушка и я.

(прим. 1977 год)

 

Hosted by uCoz