05 ноября 2008 года

 

Когда в детстве я читал книги, положенные своему возрасту, то всегда обращал внимание на странную закономерность: у «видных руководителей белого движения» не было прошлого! Корнилов, Врангель, Деникин, Колчак и другие – все они словно бы чёртиком из табакерки выскакивали в историю на рубеже 1917-1918 годов, чтобы затем старательно вредить «красным», однако в конце концов  оказаться побеждёнными. Большая советская энциклопедия о Колчаке писала только то, что в 1916 году он был назначен командующим Черноморским флотом. За какие заслуги? Где он служил раньше? Почему именно адмирал оказался в Сибири в роли «Верховного правителя России» (у этих белых так странно не нашлось сухопутного генерала)? Не меньше вопросов вызывало наличие острова Врангеля в Северном ледовитом океане. Какого такого Врангеля? Уж не того ли самого белогвардейца? Ответов, как правило, не находилось в доступных источниках…

И вот теперь мы смотрим фильм «Адмирал».

Становится понятно то, о чём долгие-долгие годы умалчивали, потому что совсем вычеркнуть из истории нельзя было (ведь не с призраками же красные сражались!), а и рассказывать было опасно (а ну как симпатией проникнутся?)…

И для меня главное в этом фильме не то, каким трагическим получился любовный треугольник, не то, хорошо ли Лиза Боярская справилась со своей ролью (на мой взгляд – замечательно) и прочее… Ведь главное здесь, что наконец-то в кинематографе показали образ классического русского «государственника». Адмирал разрывается между чувствами к двум женщинам, но каковы его слова, обращённые к Тимирёву, когда тот подаёт ему рапорт о переводе в другой флотский экипаж! Не поручусь за точность, но примерно так: «Да что Вы, какие чувства, война ведь идёт, об этом мы должны в первую очередь думать…» Именно поэтому банальнейший любовный треугольник становится чем-то иным. Не случайно жена Колчака забывает о личной обиде и воспитывает сына так, что сыновнее дело становится продолжением отцовского: выросши, он в рядах французской армии сражается с немцами, как делал адмирал. Это ли не память о прошлом и вечном, русском?

Именно поэтому режиссёр не ввёл в действие ни одной постельной сцены. Да, любовное чувство есть, но другого качества оно, чем в тупой «Трое» или каком ином голливудском боевике.

И ещё одна ассоциация. Вспомнился роман А. Толстого «Хождение по мукам». Одна стилистика. Хорошая.

 

 

 

архив

 

 

 

 



 

Hosted by uCoz