МУЗЕЙ
ФРЕСОК ДИОНИСИЯ ФЕРАПОНТОВ
МОНАСТЫРЬ Музей фресок
Дионисия размещается в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова
монастыря XV – XIX вв., который находится в селе Ферапонтово Кирилловского района
Вологодской области. Село расположено на расстоянии Попытка
организации музея относится к 1917-1918 годам. Зачинателями его стали сыновья
священника местной Ильинской церкви Иван и Вениамин Бриллиантовы.
В 1920-х годах ферапонтовский музей вошел в «Кирилло-Белозерский и
Ферапонтов музеи-монастыри». С 1975 года музей в Ферапонтово носит название
«Музей фресок Дионисия», связанное с его главной достопримечательностью –
фресками собора Рождества Богородицы, написанными в 1502 году выдающимся
русским иконописцем Дионисием. Памятники Музея
фресок Дионисия, филиала Федерального государственного учреждения культуры
«Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник», в Ферапонтов
монастырь возник одновременно с Кирилло-Белозерским на рубеже XIV – XV веков с
поселением на Белоозере Кирилла и Ферапонта, монахов московского Симонова монастыря. Несколько позже, около Широкую
известность Ферапонтов монастырь приобретает благодаря деятельности ученика
Кирилла Белозерского, преп. Мартиниана
Белозерского, крестьянского сына Михаила Стомонахова.
Будучи игуменом Ферапонтова монастыря, Мартиниан оказал духовную поддержку находившемуся в
вологодской ссылке великому московскому князю Василию Темному. Моленная
поездка князя с семьей в белозерские монастыри
познакомила его с местными подвижниками. В 1447 – 1455 гг. Мартиниан стал духовником снова занявшего московский
престол Василия II и игуменом самого почитаемого в Московской Руси Троице-Сергиева монастыря. Последние десятилетия своей
жизни преподобный провел на Белоозере, превратив Ферапонтов монастырь в настоящий духовный центр – здесь
собиралась библиотека рукописных книг, составлялись летописи и сборники
энциклопедического характера, отсюда выходили ученики Мартиниана
– иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни Русского
централизованного государства рубежа XV – XVI вв. – архиепископ
Ростовский и Ярославский Иоасаф Оболенский, епископ
Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский
Ферапонт. В это же время здесь принял постриг под
именем Кассиана Грека греческий князь Константин Мавнукский, ставшийоснователем Кассиановой пустыни под Угличем, в Ферапонтове жил
известный книжник, митрополит Спиридон-Савва, юродивый Галактион – местночтимый святой, предсказавший покорение Казани
Иваном IV. Мартиниан умер в В XVI столетие является периодом расцвета Ферапонтова монастыря. Наряду с
Кирилло-Белозерским он становится традиционным местом поклонения. Вкладные и
жалованные грамоты светских и духовных властей свидетельствуют о внимании к
монастырю представителей русской знати. В монастыре побывали на богомолье в
1528 году, прося дарования наследника, Василий III и Елена Глинская, дважды в
1547 и 1553 годах их сын Иван IV. Среди
вкладчиков монастыря – князья Старицкие, Кубенские,
Лыковы, Бельские, Шуйские, Воротынские, бояре Годуновы, Шереметевы, владыки
Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. Появление второй
каменной постройки монастыря – Благовещенской церкви-звонницы с двухэтажной
трапезной палатой, предположительно связано с рождением в Одностолпный подклет трапезной с сохранившейся «лицевой» кладкой
сводов когда-то служил погребом, где хранились хозяйственные запасы и
инвентарь. Музей показывает здесь часть культурного наследия крестьян ферапонтовской округи. В начале XVII в. монастырю принадлежали
несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Ткацкие
станки, прялки, каменный идол, ступы, кадки, ткани – вещественные следы жизни
местного крестьянства, чей труд питал монастырь, ставшего культурным центром
Русского Севера. В монастыре XVI в.
появляется одно из лучших, дошедших до нас гражданских зданий – каменная
двухэтажная казённая палата, где на втором этаже хранился монастырский архив.
Его заменила библиотека музея, в составе которой имеется около 30 тысяч
томов, а основу составляют три крупных книжных собрания: искусствоведа В.И.
Антоновой, историка академика Л.В. Черепнина, часть библиотеки московского
издательства «Советский художник». На первом этаже казенной палаты ежегодно
устраиваются несколько выставок современных художников, чье творчество
связано с ферапонтовскими местами. Оправившись после
литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит три
шатровые постройки, почти не подвергшиеся переделкам – церковь Мартиниана, Святые врата с надвратными церквями,
колокольню. Надвратная церковь, сохранившая не измененным
свой интерьер, была 8 лет домовой церковью патриарха Никона. Реформатор
русской церкви провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре 10 лет (1666 – 1676
гг.). С 1989 года
надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта
предоставляется ферапонтовской православной общине
для богослужений. В дни больших церковных праздников они проводятся и в
церкви преподобного Мартиниана.
К раке преподобного для поклонения открыт свободный доступ. Последнее
сооружение монастыря – колокольня 1680-х годов, здесь сохранился самый
древний в стране механизм боевых часов В результате
реформ Екатерины Великой Ферапонтов монастырь был лишен земельных владений.
Придя в упадок, монастырь был закрыт и в В Научное изучение и
публикация памятников Ферапонтова связаны с выходом
в Книга
почётных посетителей Ферапонтова монастыря ведется с В истории русской
культуры собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря занимает особое
место. Согласно тексту летописи на откосе северной двери «сия церковь»
расписана Дионисием и его сыновьями за 34 дня – с 6
августа по 8 сентября После разрушения
немецкими фашистами в годы Второй мировой войны
прославленных стенных росписей XII – XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалёво, Сковородка) фрески Дионисия остались
единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность
тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям
и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру. Площадь росписей
собора составляет около 600 кв.м. Индивидуальность стенописи Дионисия — в
тональном богатстве мягких цветов, ритмической и сюжетной гармонии
многочисленных композиций с архитектурными членениями собора. Сюжетные циклы
(Рождество Богородицы, Акафист Богородице, Учения отцов церкви, Вселенские
соборы, Страшный суд и другие) как внутри собора, так и снаружи, их
колористическое многообразие и философская глубина позволяют
определись стенописи собора Рождества Богородицы как «богословие в
красках». С В Источник: http://kirillov.vologda.ru/Ferapontovo.htm |