Учить
сложному или замалчивать ради простого?
«Учительство»
и «наставничество»
(на
материале современной немецкой литературы)
Учить сложному или замалчивать ради простого? Может
показаться, что постановка этого вопроса сама по себе не вполне логична. В
первом случае мы сразу же думаем о трудностях, поджидающих нас на пути
познания, и спрашиваем себя, зачем всё это; во втором – выбирая (что вполне
естественно!) простой путь, испытываем смущение от слова «замалчивать». Отчего
же всё обстоит именно так?
Углубимся немного в историю. Образ «учителя» в
немецкой литературе давно занимает заметное место. Вспомним хотя бы рубеж XVIII-XIX веков:
Германия застыла в политической раздробленности и беспросветном провинциализме.
Не видится никакой надежды на общественный прогресс, едва ли не единственной
областью перемен кажется индивидуальное духовное совершенствование. Именно
тогда выходят в свет два тома гётевского «Вильгельма Мейстера» (1795, 1829). И
не случайно в одном из них Гёте грезит о некоей «педагогической провинции», где
бы мудрые наставники заботились о воспитании гармонических личностей.
Роль школьного учителя в немецкой истории XIX века вообще трудно недооценить. Всем известна
фраза, ошибочно приписываемая Бисмарку, но на деле принадлежащая профессору
географии из Лейпцига Оскару Пешелю и сказанная им по случаю выигранной войны с
Австрией: «Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки
побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским
школьным учителем» (1866).
В то же время прусский учитель воспитывал не
столько граждан, сколько верноподданных. Оттого одной из заметных тем в
литературе сделалась критика школьного преподавания вообще. Пожалуй, самый
знаменитый пример в этом отношении – сатирический роман Г. Манна «Учитель
Гнус, или Конец одного тирана» (1905). Тема была блистательно продолжена в
романе Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», где появился
образ учителя Канторека – человека, убедившего весь свой класс идти на фронт
добровольцами. «Они, – обвиняет герой подобных кантореков, – должны были бы
помочь нам, восемнадцатилетним, войти в пору зрелости... Признавая их
авторитет, мы мысленно связывали с этим понятием знание жизни и дальновидность.
Но как только мы увидели первого убитого, это убеждение развеялось во прах. Мы
поняли, что их поколение не так честно, как наше; их превосходство заключалось
лишь в том, что они умели красиво говорить и обладали известной ловкостью.
Первый же артиллерийский обстрел раскрыл перед нами наше заблуждение, и под
этим огнем рухнуло то мировоззрение, которое они нам прививали».
Образ учителя представал в ХХ веке в немецкой
литературе в различных вариантах. Л. Фейхтвангер в романе «Семья Опперман»
изобразил новое воплощение Канторека, пришедшего в эпоху нацизма –
преподавателя гимназии Фогельзанга. Это был настоящий учитель-ницшеанец,
человек, упивающийся властью над душой и телом вверенных ему людей, проповедник
расового превосходства. Подобная критическая позиция немецкой антифашистской
литературы сделалась затем типичной, менялись лишь имена персонажей. Конечно
же, следует вспомнить и мечту об ином учителе, учителе-гуманисте, воплощённую в
«Игре в бисер» Г. Гессе. Роман этот содержит историю магистра Йозефа
Кнехта и историю Касталии, края элитарных школ, края хранителей мудрости,
монашески строгих воителей духа.
По-новому актуализировалась тема учительства после
Второй мировой войны. И здесь обращает на себя внимание проблемный роман
З. Ленца «Живой пример» (1973). Соавторы школьной хрестоматии не могут согласовать
мнения при составлении главы «Примеры из жизни – жизнь как пример». Каждый из
них – бывший директор гимназии, сотрудница гамбургского издательства и молодой
учитель – подобрал свои примеры для современного юношества. Однако все они были
совместно проанализированы и… отвергнуты. Ситуация показательная: речь идёт о
крахе тех идей, которыми жило старшее поколение. Обанкротившееся поколение
«отцов» не находит живых примеров для поколения «детей», не может их ничему
научить.
Именно в конце ХХ века проявляет себя в немецком
обществе усталость от «учительства». Думается, этот эффект можно было бы
выразить в следующей формулировке: усталость от «учительства» и тоска по
«наставничеству». В чём различие между этими двумя фигурами? Наставничество
естественным образом предполагает большее личное участие в судьбе ученика,
нежели учительство, больший личный
пример. ХХ век, весь замешанный на мышлении в терминах «больших структур»
(партия, государственная политика, класс и т.п.), совсем не подразумевал личного
соприкосновения человека знающего и человека, переживающего становление. Фигуры
политических лидеров, философов – «властителей дум», публичных персон из мира
культуры почти всегда обожествлялись, возводились в культ, это всё оказывалось
именно учительством, воздействием «со стороны». Обществу предлагались
достаточно стройные и простые (!)
схемы поведения и мышления, якобы ведущие к всеобщему счастью в самом недалёком
будущем. Однако в конце ХХ века окончательно стала ясной его действительная безжалостность
(или – безразличие) к судьбе отдельного человека.
В 1999 году увидела свет небольшая книга
Б. Леберта, озаглавленная подчёркнуто провокационно – «Crazy». (Быть «crazy» – значит уметь в жизни вырваться за шаблон.) В ней в полной
мере проявилась та самая тоска по наставничеству, о которой шла речь ранее.
Например, герой-рассказчик вместе с друзьями бежит из интерната «Новые души»
(от «учителей», которых абсолютно не уважает), и по дороге в ночной Мюнхен
подростки встречают странного на вид старика Замбрауза, к которому они
проникаются безотчётным доверием. Этот происходит потому, что старик становится
для них не строгим ментором и контролёром поступков, а товарищем, в первую
очередь – именно «наставником», готовым помочь личным участием и личным опытом.
Другая похожая ситуация связана с внезапным спором о смысле книг. По разным
полюсам разведёнными оказываются произведения Стивена Кинга и Эрнеста
Хемингуэя. Об одном из них, успешном «учителе» жизни, рассказчик замечает:
«Стивен Кинг имеет много миллионов на банковском счету. Ему всё равно –
двоечник ли его сын по математике или нет. Он живёт себе дальше. Пишет свои
книги. Наслаждается жизнью» [1]. Это пример сторонней философии, пример отстранённого
«учительства». Но ведь есть рядом и хемингуэевский «старик», который не учит
мальчика, а делается ему примером. Замбрауз говорит: люди бывают мудры, но
никто не знает точно, как передать эту житейскую мудрость другому. Более того,
всякая мудрость относительна. Всё подвержено старению: и душа, и сердце, и
взгляды…Поэтому неправильно просто вкладывать мудрость одного в другого, чего
не понимают учителя в интернате, но зато понимает случайный знакомец сбежавших
подростков, сделавшийся их «наставником». Отстранённой правильности поведения
он предпочитает личное соучастие в поиске истины.
Трагедия ХХ века во многом заключалась в его
системности, которая не подразумевала самого наставничества. В рамках системы
всегда существует некое «оно» вместо персонифицированного «него». Система
подразумевает описание мира в удобных схемах и формулах. Система не позволяет
вникать в глубину конфликтов, выстраивая мышление на счет «раз – два»,
превращая многообразие в сочетание «чёрного» и «белого». В романе
Г. Освальда «Всё, что считается» (2000) с неприкрытой иронией представлена
подобная практика. Вполне закономерно ярчайшим символом шизоидности
современного мира, отучающего человека от самостоятельного мышления, становится
универсальное практическое пособие психологии, подаренное главному персонажу, –
«Сегодня великолепный день». И человек (человек ли уже, не винтик системы?)
живёт по общепринятым схемам, ведя вполне комфортное существование, однако
сразу же теряется в нестандартных ситуациях.
Подобному образу можно противопоставить образ
Себастьяна Адомайта из романа А. Майера «Духов день» (2000) – человека
совершенно иного склада. На протяжении всей жизни Адомайт противился господству
общего мнения, сохраняя свободомыслие и свой нетипичный образ
существования: не участвуя в деревенских сплетнях и пересудах, не занимаясь в
угоду меняющейся рыночной моде бесконечной перестройкой своего дома и ремонтом
комнат в нём, не имея даже медицинской страховки. Его молодые друзья лишь после
его смерти понимают, чем стало для них общение с этим «отшельником». Он был для
них другом, интересным собеседником – именно
«наставником», приведшим к непростому обретению смысла своего существования.
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале
статьи, актуализируем его ещё на одном примере, чрезвычайно важном для
немецкого сознания. Сочинение Гитлера «Майн кампф», долгое время бывшее под
запретом, в начале XXI века
снова должно найти своего читателя. Долгое время об этом не могло быть даже
речи. Отношение к книге было однозначным. Однако время показало, что легенда о
«сокрытой» книге может навредить куда больше, чем её публикация. На подобную
тему хорошо высказался Г. Грасс в «Траектории краба». По этой причине
прежнее «учительское» отношение к «Майн кампф» (хорошо / плохо) перестало
приносить плоды. К тому же стало сказываться влияние Хроноса, лишающего
исторические события непосредственности переживания. И стало требоваться
размышление над книгой, размышление над тем, почему её тезисы – опасны. Стала возникать нужда в фигуре
«наставника» – некоего близкого человека, которому доверяешь, с которым можно
спорить, соглашаться или не соглашаться и который поможет сформироваться в тебе
именно осознанному личному, а не усвоенному отношению к проблеме.
И поэтому баварское министерство культуры при
поддержке Германского еврейского совета решило издать книгу Гитлера с необходимыми
предваряющими комментариями. Работа над этим началась ещё в 2006 году. Конечно,
читателю в этом случае предстоит непростой путь познания, но в результате – мы
снова имеем вариант «наставничества», а не «учительства». В заочной «беседе» с «наставником»,
а не на сухом «уроке» будет происходить познание.