|
Когда в детстве
мы читали учебники истории, всегда удивлялись переменчивости столичных
судеб. Пожалуй, только Рим являл собою пример незыблемости и важного постоянства,
да и то проскальзывали кое-где фразочки о том, что последние римские
императоры с большим удовольствием обитали то в Равенне, то в
Константинополе… Египетские же, персидские, тюркские, монгольские,
индийские столицы кочевали с места на место… Отечественная история не
отличалась от всех других: То возвышался Киев – центр городов русских, то
столица уходила на северо-восток, то вообще непонятно становилось, где её
искать (например, иноземцу). К тому же существовал рядышком и как-то сам по
себе Великий Новгород…
И вот путь
мой лежал в одну из древнерусских культурных и политических столиц.
Через
Владимир я проезжал пару лет назад. Задавшись целью за один день добраться
до родных пенатов, я утром выехал из Суздаля и с различными приключениями на
перекладных всё-таки в половине второго ночи оказался в Воронеже. Владимир
я видел лишь из окна автобусов. На вокзальной площади, ожидая рейса на
Гусь-Хрустальный, спросил у шоферов, далеко ли до Золотых ворот. Мужики рассмеялись,
сказав, что до них недалеко, но надо покрутиться по улицам. А что многие
улицы отличаются некоторой «холмистостью», я и сам успел заметить. К
вокзалам – автобусному и железнодорожному – мы словно бы с горы какой съезжали, съезжали и - съехали.
О горах
владимирских вспомнил я и в этот раз, когда мы двигались на север. Длинная неширокая
улица, заполненная машинами, светофоры, поток ползет с черепашьей
скоростью, движение – вверх… Вот где на память
приходят автодромовские «горки», которые учились
преодолевать на курсах вождения!
Поэтому,
заезжая во Владимир с Суздальской стороны, я несколько поднапрягся. Благо,
что какая-никакая схема улиц в путеводителе имелась. К тому же «героический»
опыт по провоцированию ДТП у меня уже имелся. Несколько часов назад, в
Иваново, мы тоже долго и нудно ползли в гору, там ещё перекрёсток попался
паршивый, так я махнул рукой, что у меня второстепенное движение, и, «приклеившись»
к впереди идущей машине, нагло пропёрся перед носом поперёк едущего
водителя. Тот затормозил, скорость была небольшая у всех нас – не более
5-10 км/час, но мне показалось, что ругался он в мой адрес здорово…
Во Владимире
подвиги продолжились. На Большой Московской, кажется,
заприметил я на кривом перекрёстке приличную яму. И поскольку мне попадать
в неё правым колесом никак не хотелось (глубина вмятины на асфальте –
сантиметров тридцать), то я с изящной экспрессией подался влево. А там меня
решил обойти некий кекс на «авдотье». Ну как же, на светофоре-то я раньше него поехал вперёд! Хорошо,
что яма попалась сразу, разогнаться мы успели лишь до 20-30 км/час. Пришлось
бедному соседу тормозить, чтобы мне в крыло не въехать. Когда он спустя
секунды меня обогнал, тоже ругался и пальцем у виска крутил… А я что? Приехал из Воронежа, расположение тутошних ям
не успел изучить…
Вот за такими
переживаниями мы и опомниться не успели, как оказались у… Золотых Ворот! Там
тоже потормозили-позатормаживали, ибо через
дорогу к вратам пёрлась местная свадебная
процессия. А уж потом всё складывалось нормально, и до гостиницы доехали
без трудностей.
Владимир
встретил невесомым дождиком, прохладой. Закинув вещи в гостиницу, всей
компанией отправились гулять.
Один из храмов (ул. Большая
Московская)
Училище, где выпустившее первого революционного
комиссара «Авроры» Белышева и писателя Солоухина.
|
|
На площади
вкруг Золотых Ворот шло вечернее гуляние. Атмосфера действительно
располагала. Чувствовалось, я бы сказал, «благорастворение воздỷхов»… Люди перетекали из одних мест в другие в
жизненном водовороте, и мы были капелькой этого движения, и радовались, что
не жарко, и я радовался, что ещё светло, чтобы фотографировать.
Золотые Ворота и церк. Святой Троицы
Примечательно,
что войска хана Батыя не смогли прорваться в город через Золотые Ворота. Пришлось
захватчикам проламывать в другом месте стену с помощью осадных машин.
Почему «Золотые»?
Андрей Боголюбский, который строил их, не просто
обил золочеными листами дубовые створы. Он приравнял свой город к Киеву и
ещё далее – Константинополю, которые имели на въезде такие сооружения.
В таких
местах хорошо понимаешь, как много времени пролетело с тех пор. И дело даже
не в том, что сами Ворота сейчас – на полтора метра ниже, чем были (ушли в
землю). Изменилось всё. То, что раньше было целым миром, нам кажется лёгким
сном. Раньше это место было – древний город,
столица… Ныне
– уголок, на котором в паре шагов друг от друга собраны примечательные
явления старины.
|
Вот польский костёл во имя Пресвятой Девы
Марии и святого Розария, в котором не только идут службы, но и
устраиваются концерты духовной музыки.
|
А вот вам встретился задумчивый и
вдохновенный Андрей Рублёв.
|
|
|
Вот открылись остатки древних
укреплений, окольцовывавших город – Козлов вал (по фамилии купца XVIII века, купившего
здесь землю).
Эти стены были длиннее и мощнее киевских
(7 км
против 4,5 км)
и новгородских (6 км)!
Высота их составляла 7-10
м, и по вершине шли ещё рубленые стены с башнями.
|
А вот взметнулся
на самом высоком месте чудеснейший Успенский собор…
|
|
Собор
Успения Пресвятой Богородицы возвели в XII веке, тоже по указу Андрея Боголюбского.
Своей высотою (32,3 м)
храм также превосходил киевскую Софию! Мы сейчас видим не первоначальное
сооружение, а целый комплекс, возникший в результате перестроек Всеволода
Большое Гнездо и других князей. Но как же прекрасно всё это!
|
Так
изукрашен храм снаружи. А в самой глубокой древности снаружи были и
фрески!
|
Фресками
стены Успенского храма покрывали (после Куликовской битвы) Андрей Рублёв и
его друг Даниил Чёрный. Жаль, что большинство их погибло из-за времени.
А вот
создание Всеволода Большое Гнездо – Дмитриевский собор.
Прямо за
Дмитриевским собором находится одна из смотровых площадок. Вид, конечно,
замечательный…
|
От Дмитриевского собора.
Мост через реку Клязьма
|
|
От Успенского собора
|
Конечно же, не оставили мы
без внимания и фигуру Александра Невского!
В общем, город оставил
приятное впечатление. Понимая, что не всё
откроется нашим глазам, оставалось одновременно сожалеть и радоваться. Радоваться
– тому, что есть повод вернуться сюда.
И еще несколько фотографий!
|
|
|
|
|
Рождественский монастырь – резиденция Владимиро-Суздальского архиерея.
|
Монумент в честь 850-летия
города
|
|
СКАЗАНИЕ
О ЧУДЕСАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ
|
|
Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять;
в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает,- так и этот образ
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы
Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все
страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет.
Когда
князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об
иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в
женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды
сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви
стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее,
обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять.
Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне
престола. И других чудес множество.
Услышав об
этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев
же сию икону, которая превзошла все образы, припал к земле, молился и
говорил: "О Пресвятая
Богородица, матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в
Ростовской земле, посети новопросвещенных людей,
да будут все в твоей воле".
И тогда
взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути
прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе,
и. увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в
реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал
молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы
Марии: "Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!"
Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот
человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его,
обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо
Пресвятой Богородицы.
Чудо 2-е.
Когда
князь был на Рогожских полях, жена попа Микулы
ехала на повозке со своею снохою. Доехав до истока, сошли с повозки. А
попадья Микулина была непраздна. Хотела она пройти мимо коня, и напал на
коня бес. И сбросил повозника с себя и ногу ему
сломал. И ударил попадью Микулину передними копытами. И запутались копыта в
ее одежде, и он ее сильно покусал.
Подумали
даже, что она умерла, и сказали попу Микуле: "Попадья твоя
умерла". Он же, обратившись к иконе Пресвятой Богородицы, сказал:
"Госпожа Пречистая Владычица, если ты не избавишь ее от смерти, то
будет она мертва". А конь выдернул копыта из одежды, убежал в лес, и
запутался, и стал. Спросили ее об укусах коня, и ответила попадья, что:
"По молитве Пресвятой Богородицы жива и здорова. Жаль мне только
бахромы на накидке, изжеванной конем".
По приезде
во Владимир, благородный князь Андрей создал церковь во имя Пресвятой
Богородицы, украсив ее с подобающею честию. И поместил в ней чудотворную икону Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы.
Чудо 3-е.
Через
некоторое время человек некий заболел горячкою. От болезни этой он онемел и рука его усохла. Оправившись от болезни, начал
делать он знаки здоровой рукой. И подумали, что хочет ко
святому Николе, потому что близко находилась церковь святого Николы. И
привезли его ко святому Николе. И он дал знак
рукой, чтобы ехали мимо церкви; и не поняли его. Он же сам направил лошадей
в город ко святой Богородице. И прибыл в церковь
святой Богородицы к заутрене. И стал в церкви святой Богородицы напротив
алтаря, и в конце заутрени упал. И подумали, что упал он от тяжелой
болезни; вынесли его в притвор, и лежал он здесь до обедни.
Придя в
себя, он рассказал, что видел святую Богородицу, сошедшую с места к нему, и
сказал: "Видел ее вблизи и упал, а больше не видел". А человек
тот не был именит. И начали петь святую литургию. Он же вошел в церковь и
начал молиться перед иконой Пречистой Богородицы и хотел поцеловать икону
Пресвятой Госпожи Владычицы нашей Богородицы. И приложил к иконе больную
руку. Владычица святая Богородица своею рукою взяла его за руку. И это видели бывшие в церкви князь Андрей и поп Нестор и
множество людей. И продолжалось сие от
начала и до конца литургии. Поп Нестор созвал причт и повелел облачиться в
ризы. Взяли кресты и трижды обошли церковь. Он же один сидел в церкви. Поп
же сотворил праздник, позвал к себе князя и бояр, а исцелившегося одарили и
отпустили. И была в тот день в городе Владимире великая радость.
Чудо 4-е.
Через
некоторое время подоспел праздник Госпожин день.
Князь же Андрей стоял в церкви на утрене и пел со всеми, а сердце у него
болело, потому что княгиня его не могла разрешиться ребенком: дня два тяжко
мучилась. По окончании службы он омыл водою икону Пресвятой Богородицы и ту
воду послал княгине. Она же выпила этой воды и родила здоровое дитя, и сама
стала сразу здоровою по молитвам святой Богородицы.
Чудо 5-е.
Некто по
наущению дьявола сотворил волшебство с яйцом. А отрок, взяв его, съел. И
был ему большой ячмень на глаза: изошло вроде облака из глаза его и вытекло
на лицо. И сказали, что умрет отрок. Другие же сказали, что лишится глаза.
И омыли водою икону Пресвятой Богородицы и принесли ему воду, помазали
водою - и опал ячмень, и ушла болезнь, и стал здоров, и глаз его не
повредился.
Чудо 6-е.
Некая жена
в Муроме болела сердечною болезнью. И услышала об иконе святой Богородицы,
от которой происходят чудеса. И послала причту к святой Богородице во
Владимир украшения свои и попросила воды от иконы святой Богородицы. И
когда принесли воду, то выпила, и сразу выздоровела, и перестала
чувствовать сердечную болезнь.
Чудо 7-е.
В Русском Переяславле в Славятине
монастыре постриглась Мария, дочь Жидяслава. За
добродетельную жизнь дали ей игуменство в монастыре, основанном ее дедом. И
заболели у нее глаза, и она ослепла, и прислала попа к брату своему Борису.
Борис же спросил его о своей сестре. И он отвечал: "Разболелись глаза
ее, и она ослепла, и уже третье лето как водят ее". Борис же позвал
попа по имени Лазарь и попросил его, чтобы принес ему воду от омовения
иконы святой Богородицы. И поп пошел и принес воду. Борис же ту воду святую
влил в сосудец, крепко закрыл его и послал в Русский Переяславль к своей
сестре. Поп же, приехав, поведал ей о чудесах, происходящих от воды, взятой
от святой иконы. Она же возрадовалась душою и сказала попу:
"Когда
принесешь мне той воды?" Поп же сказал, что у него есть вода. И она
выпила воды и помазала глаза, и тот час прозрела, как бы и не болели у нее
глаза. Вот такое было чудо великое от иконы святой Богородицы Владимирской.
Чудо 8-е.
А это было
новое чудо святой Богородицы о женщине по имени Евфимия.
Она семь лет болела сердечной болезнью и у многих искала исцеления и не
обрела. И призвала попа Лазаря и говорит: "Чем бы помочь от сей
болезни?" Поп же отвечал: "Если тебя не избавит святая
Богородица, то не избавишься от сей болезни".
Она же, услышав от него о чудесах, происходящих от воды, взятой от иконы
Пресвятой Богородицы, послала с попом к святой Богородице во Владимир
серьги и золотые подвески, прося, чтобы принес ей Пресвятой той воды. И
когда принес он воду, то испила ее, и в тот же день исцелилась от болезни,
начала есть и пить в сладость.
Чудо 9-е.
А это
случилось в Твери. Некая жена не могла разрешиться ребенком три дня.
Приехал поп Лазарь с еще одним попом и
остановились у них. И спросили они священника о здоровье. Он же отвечал:
"Здоровы, но не очень. боярыня
наша при смерти". Когда они разговаривали, то пришла просьба от нее:
"Отцы придите". И сказала им: "Не стыжусь, потому что при
смерти". Поп же Лазарь говорит ей: "Если не дашь обет святой
Богородице Владимирской, то и не выздоровеешь". Она же обещала и
говорит попам: "Выйдете отсюда". Повелела дать им есть и пить. И
пришла от нее весть, что уже родила сына и сама здорова. И послала, как и
обещала, золотые украшения и серьги свои иконе святой Богородицы во Владимир.
Чудо 10-е.
Благородный
князь Андрей построил Золотые ворота к празднику святой Богородицы и сказал
боярам: "Когда сойдутся люди на праздник, то врата увидят". Когда
наступил праздник и сошелся народ к воротам, то тогда еще не высохла
известь во вратах. И внезапно отвалились ворота от стен и
упали на людей и завалило двенадцать человек. Когда об этом услышал
князь Андрей, то начал с воздыханием молиться пред иконой Пресвятой
Богородицы: "Госпожа Пречистая Владычица, если ты не спасешь их, то я,
грешный, буду повинен в их смерти". И послал
боярина своего дать все потребное на погребение мертвых. Когда же боярин
приехал и подняли ворота, то увидели всех, бывших под вратами, живыми и
здоровыми. И это услышав, князь Андрей был рад. И, видевши
сие чудо, народ дивился.
Комментарий.
"Сказание о чудесах Владимирской Богоматери" -
произведение владимирской литературы конца XII в., написанное в окружении
Андрея Боголюбского (см.: Ключевский В. О.
Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери.- СПб., 1878). Некоторые из чудес связаны с судьбой самого
князя: по его молитвам Богородица спасает княжеского проводника, тонущего в
разлившейся реке, воскрешает затоптанную конем беременную жену попа Николы,
спасает людей, придавленных упавшими воротами, посылает больной жене великого
князя здоровое чадо. Достойно почтив и украсив икону драгоценным окладом,
князь Андрей помещает ее в соборной церкви во Владимире - и с тех пор она
получает название Владимирской.
Изд.:
Степенная книга // ПСРЛ.- 1913.- Т. 21, ч. 2.- С. 424-440; Никоновская летопись // ПСРЛ.- 1965.-Т. II.-Прил. С. 243-254. Лит.: Ключевский
В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери.- СПб., 1878.
Источник -
http://old-rus.narod.ru
____________________________________________________________________
|
|