05 ноября 2008 года
Когда в детстве я читал книги,
положенные своему возрасту, то всегда обращал внимание на странную
закономерность: у «видных руководителей белого движения» не было прошлого!
Корнилов, Врангель, Деникин, Колчак и другие – все они словно бы чёртиком из
табакерки выскакивали в историю на рубеже 1917-1918 годов, чтобы затем
старательно вредить «красным», однако в конце концов оказаться побеждёнными. Большая советская
энциклопедия о Колчаке писала только то, что в 1916 году он был назначен
командующим Черноморским флотом. За какие заслуги? Где он служил раньше? Почему
именно адмирал оказался в Сибири в роли «Верховного правителя России» (у этих
белых так странно не нашлось сухопутного генерала)? Не меньше вопросов вызывало
наличие острова Врангеля в Северном ледовитом океане. Какого такого Врангеля?
Уж не того ли самого белогвардейца? Ответов, как правило, не находилось в
доступных источниках…
И вот теперь мы смотрим фильм
«Адмирал».
Становится понятно то, о чём
долгие-долгие годы умалчивали, потому что совсем вычеркнуть из истории нельзя
было (ведь не с призраками же красные сражались!), а и рассказывать было опасно
(а ну как симпатией проникнутся?)…
И для меня главное в этом фильме не
то, каким трагическим получился любовный треугольник, не то, хорошо ли Лиза
Боярская справилась со своей ролью (на мой взгляд – замечательно) и прочее… Ведь
главное здесь, что наконец-то в кинематографе показали образ классического
русского «государственника». Адмирал разрывается между чувствами к двум
женщинам, но каковы его слова, обращённые к Тимирёву, когда тот подаёт ему
рапорт о переводе в другой флотский экипаж! Не поручусь за точность, но
примерно так: «Да что Вы, какие чувства, война ведь идёт, об этом мы должны в
первую очередь думать…» Именно поэтому банальнейший любовный треугольник
становится чем-то иным. Не случайно жена Колчака забывает о личной обиде и воспитывает
сына так, что сыновнее дело становится продолжением отцовского: выросши, он в
рядах французской армии сражается с немцами, как делал адмирал. Это ли не память
о прошлом и вечном, русском?
Именно поэтому режиссёр не ввёл в
действие ни одной постельной сцены. Да, любовное чувство есть, но другого
качества оно, чем в тупой «Трое» или каком ином голливудском боевике.
И ещё одна ассоциация. Вспомнился роман А. Толстого «Хождение по мукам». Одна стилистика. Хорошая.