„Русская Фиваида на Севере“ Воронежская зима, а я сижу и вспоминаю ту славную поездку на русский Север летом 2005 года… После нежной и мягкой Вологды путь лежал ещё дальше, в места древних подвижников наших. Ранним утром 29 июля открылась мне земля Кирилла и Ферапонта… Информация с сайта http://www.vologda-oblast.ru/ * * * "Русской
Фиваидой на Севере" назвал в середине прошлого века обширный край вокруг
озера Белого писатель А .Н. Муравьев. С середины XIII века по берегам рек и
озёр, которыми так изобилует эта местность стали появляться первые монастыри,
а с конца ХV столетия многочисленные скиты и обители распространились до
берегов холодного Белого моря. Русский север стал местом земных подвигов
целого сонма святых. Мощи многих из них до настоящего времени покоятся не
потревоженными в основанных ими обителях, благодаря чему последние уцелели,
претерпев все смуты XX века. Здесь,
в краю белых ночей, время словно приостановило свой бег, сохранив почти в
неприкосновенности многие отечественные святыни. Несомненно, к числу наиболее
значимых из них принадлежат Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри,
возникшие почти одновременно в конце ХIV века. Летом
1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова
монастыря Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные
чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу
заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец
Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, он услышал вдруг голос;
"Кирилл уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо там приготовлено тебе
место, где сможешь спастись". Голос этот сопровождался ярким светом,
проникавшим в окно кельи и заставившим Кирилла выглянуть. Увидел он, что
сияние восходи тот северной стороны, где находилось Белоозеро. Великая
радость охватила Кирилла, ибо понял, что услышала Пречистая молитвы его. Вскоре
после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт,
совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл
подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его
есть ли на Белооозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт не
только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать
Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты. Для
поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На его
склоне выкопали землянку, в которой прожили год. В 1398г. Ферапонт оставил
Кирилла, ушёл дальше на север, где облюбовал место для своего монастыря,
названного впоследствии его именем. Уход
Кирилла на Север не избавил его полностью от необходимости вникать в мирские
дела. По завещанию князя Дмитрия Донского белозерские земли достались в удел
его сыну Андрею Можайскому. К нему и двум его братьям великому князю Василию
и Юрию Звенигородскому обращался преподобный с посланиями, в которых излагал
свои представления о княжеской власти, о той ответственности, которую
налагает власть на правителя. Кирилл призывал князей прекратить междоусобицы,
как и его духовный учитель, преподобный Сергий Радонежский, он понимал
опасность княжеских раздоров для страны, столь недавно ещё порабощенной
татарами. Духовное
влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за
пределами белозерского края. Непосредственно самим Кириллом были пострижены в
монашество Савватий - основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом
море и Мартиниан - устроитель Ферапонтова монастыря принявший бразды
правления обителью после отзыва преподобного Ферапонта князем Можайским
Андреем для организации другого монастыря. После представления Кирилла в 1427
году его обитель стала местом постижения строгих заветов иноческого
существования и пострижения основателей других северных монастырей:
преподобных Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевенского. В
тридцатилетнее игуменство преподобного Кирилла были заложены основы будущего
хозяйственного развития монастыря и его архитектурно-планировочной структуры.
При жизни основателя началось освоение двух небольших возвышенностей на
берегу Сиверского озера, строительство деревянных храмов, келий, служебных
помещений и ограды, которые в следующие два столетия сменили каменные
строения. Земельные
владения монастыря также стали складываться при основателе. До наших дней
сохранились 25 грамот на приобретение земель, покупка или дарение которых
осуществлялись от имени и на имя преподобного Кирилла. К
середине ХVI в. земельные владения монастыря простирались в 16 уездах
Московского государства, а через столетие Кирилло-Белозерский монастырь вошёл
в число крупнейших землевладельцев Руси. Экономической стабильности
монастырского хозяйства в значительной степени способствовало неизменное
благоволение со стороны московских государей, родовитых бояр и князей,
выражавшееся в обильных вкладах деньгами, скотом, хлебом драгоценной церковной
утварью, книгами. Монастырское
благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных
построек, крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в ХVI веке,
в течении которого было возведено 5 храмов из II отстроенных за всю историю
существования монастыря. Если сооружение первых храмов - Успенского собора,
церкви Введения с огромной трапезной палатой диктовалось внутренними
монастырскими потребностями, поскольку число братии неизменно росло и
требовались более вместительные летний и зимний храмы и трапеза, то в
последующее время нередко доминирующим мотивом служило желание увековечить
определённое памятное событие. Поездка великого князя Василия III с женой
Еленой на богомолье в Кириллов в 1528 году, когда супруги молили заступничества
преподобного Кирилла пред господом о даровании и рождении наследника подвигли
великокняжескую семью к большой щедрости: монастырю была дарована тысяча
рублей. На эти деньги одновременно строятся два храма. Исторически
сложившаяся структура монастыря включает в себя несколько обособленных
комплексов со своими названиями и функциями: Большой Успенский монастырь -
это самая представительная часть монастыря с большим количеством храмов,
келий; Малый Ивановский монастырь - небольшой по размерам со своими храмами и
трапезной палатой предназначался для проживания больных и старых монахов;
Новый город - это крепость с мощными оборонительными сооружениями, с огромной
территорией, некогда заполненной деревянными хозяйственными постройками. Меньше,
чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных
лесах небольшой деревянный монастырь преобразился в великолепный каменный
город и сейчас поражающий обилием церковных маковок, суровой красотой могучих
стен и башен, живописностью служебных построек. Бурные
события первой четверти ХVII века не обошли стороной монастырь. За стенами
обители с молитвами и тревогой за судьбу отечества следили за сменами
лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь,
находившийся под покровительством Кирилловской обители, принимал под свой
кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы:
будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу
Марию Нагую. Арена
военных действий всё более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки
наслышаны были о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях,
хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство
пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и
укреплением крепостных стен. Последующие
события доказали прозорливость кирилловских соборных старцев. После
освобождения Москвы разрозненные отряды польских и литовских интервентов
двинулись на Север, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда,
Белозерск, Тотьма, Сольвычегорск. 20 августа 1612 года вражеские отряды
показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только
продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие
монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года
монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит
руководивший осадой пан Песецкий. Правительство не сумело помочь монастырю,
организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской
власти. Но
уже через 20 лет после войны была восстановлена экономическая мощь
монастырского хозяйства, что позволило в начале 30-х гг.XVII в. начать
ремонтные работы, а чуть позднее приступить к небывалому по размаху новому
строительству. Опыт
войны с поляками и шведами, внутригосударственные смуты вынудили царя
подумать о возведении мощной крепости на Севере. По указу царя Алексея
Михайловича в 1643 году в монастыре начали строительство Нового города.
Завершилась эта грандиозная стройка через 30 лет. Территория монастыря
увеличилась вдвое, с трёх сторон его окружил пояс трёхъярусных стен высотой
около II метров, по углам были выставлены башни высотой более Характеризуя
техническое, оборонное совершенство крепости специалисты приводят данные о
высоте, ширине и протяжённости стен, огневой мощи, но никакие технические,
даже самые блестящие характеристики не в силах объяснить волшебство
воздействия, этого великолепного ансамбля на взор и душу. И, вероятно, одно
из самых сильных очарований Кирилловского ансамбля кроется в удивительном
умении мастеров прошлого соединить создаваемый ими рукотворный образ с
красотой природной. Удалённый
от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом
ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены
князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя Иоанна Грозного
Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича и многих других известных в русской
истории людей. Но самого знаменитого своего узника монастырь узрел в Преобразования
в России начатые императором Петром I и продолженные Екатериной II привели
монастырь к полному экономическому упадку. У монастыря были изъяты огромные
земельные и промысловые владения, взамен государство выделило денежную
компенсацию, которая не покрывала расходов самого большого российского
монастыря. Здания
монастыря ветшали, на их ремонты и поддержание денег не доставало.
Незначительные ремонты удалось провести в конце XIX века, когда монастырь
готовился в 500-летнему юбилею со дня основания. После
событий 1917 года монастырь существовал ещё 5 лет. В октябре 1924 года
местная власть приняла решение о закрытии монастыря и создание на его
территории музея. Благодаря усилиям целого ряда специалистов и знатоков
отечественной истории удалось уже в 1919 году начать противоаварийные и
реставрационные работы. Длительное время музей существовал как краеведческий,
но в 1968 году решением правительства ему был дан статус музея-заповедника, а
с 1998г. музей с филиалами включен в Свод особо ценных объектов культурного
наследия народов России. В
состав музея на правах филиалов входят ещё два монастыря - Ферапонтов и
Горицкий. Ферапонтов монастырь основал сподвижник преподобного Кирилла
Ферапонт. в 1398г. В отличие от Кириллова, Ферапонтов монастырь очень
невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казённая палаты обнесены невысокой
кирпичной оградой. Если
кирилловский ансамбль поражает мощью и размахом, то Ферапонтово - тихой
прелестью, уютом, единением с природным окружением. В соборе монастыря сохранилась
почти в полном составе стенопись знаменитого художника Дионисия, чьё имя
стоит в одном ряду с именами Феофана Грека и Андрея Рублёва. Современник
великих итальянцев Микеланджело и Рафаэля Дионисий создал торжественный и
прекрасный цикл росписей, посвященных Богоматери. Стенопись собора является
не только величайшим национальным достоянием, но и ценнейшим вкладом в
мировую художественную культуру. В 2002 году исполняется 500 лет со дня
создания росписи собора. Второй
филиал музея - Горицкий девичий Воскресенский монастырь основан в Впоследствии
этот монастырь стал местом ссылки для многих знатных русских женщин. Сановные
мужья отправляли в монастыри опостылевших жён, чтобы жениться снова, в
монастыри попадали женщины из знатных семей, подвергшихся опале. В числе
самых знатных насельниц Горицкого монастыря были две супруги царя И.
Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова. В
настоящее время в стенах монастыря возрождается жизнь женской монашеской
общины. Возобновилась
монашеская жизнь и в Кирилло-Белозерском монастыре. В *
* * Вот в такие места я и приехал… Не изъяснить настоящей русской прелести подобных уголков русской земли: утренняя автостанция и странники, приехавшие вместе со мною – кто в монастырь, кто просто к себе домой, последние остатки ночной прохлады перед жаркими полуденными часами, пыльные улочки, по которым уже тянутся на работу, на службу, на богомолье редкие прохожие… Устроиться в гостинице, где заранее забронирован номер, и – вперёд, к знакомству с городом! сувенирная лавка перед самым монастырём в Кирилло-Белозёрском монастыре церковь Кирилла Белозёрского (1794) на берегу Сиверского озера, в нескольких метрах от монастырской стены… Не искупаться ли?.. Вода оказалась потрясающе тёплой!.. Кстати, глубина озера достигает Вот такие мощные стены!.. Между контрфорсами можно замечательно укрыться от ветра, и тогда жизнь кажется просто райской! Местные жители так и поступают… Загар у них – не хуже южного… Здесь раньше располагалась монастырская тюрьма Садовые вазы на огромных пеньках вблизи монашеских келий… деревянные резные фигуры в городском парке одна из городских площадей вечером на берегу озера после прогулки вокруг монастырских стен. закатное озеро… через несколько минут небо грозно нахмурится, но дождь так и не разразится… вечер на Сиверском озере Жаль, что на следующий день уже надо было уезжать. А ведь рядом – Горицкий монастырь, Ферапонтово… Но они – для следующего визита… |