Суздаль – праздник огурца, великолепная медовуха

Два года назад я был в Суздале. По странному стечению обстоятельств, тоже – после Костромы. Тогда я ехал в неизвестность, не вполне представляя, где буду ночевать. Сойдя с ивановского автобуса, с удивлением обнаружил, что до центра города ещё добираться и добираться… Женщина, с которой я познакомился на автовокзале в ожидании маршрутного такси, раскрыла секрет: Суздаль готовили к роли международного туристического центра, рассчитывали на огромный транспортный поток, поэтому и вокзал вынесли на окраину города. Однако случилась перестройка…

И вот спустя два года – я снова в Суздале, «лучшем городе на земле»…

Едва мы доехали до Советской площади и вышли, начался дождь. Небо стремительно мрачнело, наливалось влагой… Мои спутники крутили головами в поисках убежища, я потащил их в Торговые ряды, мимо всех лотков с сувенирами и выставок. Едва успели: лишь ступили в галерею, опоясывающую Ряды, небо прохудилось…

Сверкали молнии, часто – в километре от нас… Гудели пожарные сирены – где-то от удара молнии загорелось строение. Ветер был таким сильным, что палатки едва не сдувало с их места. Бедные продавцы сувениров старательно укрывали свой товар, но вскоре отчаялись дождаться конца непогоды и стали перебираться под каменную крышу.

А нам, гостям города, делать было нечего. Мы беззаботно оставили зонты во владимирской гостинице, однако и те, кто их имел при себе, не решались покидать убежище – так страшно сверкали молнии и раскатывался небесный рокот грома.

И так мы стояли… почти два часа! От нечего делать все не по разу прошлись по торговым залам Рядов. Я попробовал знаменитые огурцы, в честь которых устраивался праздник. Вкусно, надо признать!!!

Спросил у местных, надолго ли… „Да месяц дождя ждали! – откликнулись весело они. – Всё ни капельки! А в прошлом-то году тоже как раз на праздник дождь пошел…“

„И на весь день?“

„Да уж до вечера точно…“

Я было погрустнел, но…

Погода смилостивилась.

И мы пошли в Кремль.

Одна из немногих старинных печей, сохранившихся в Крестовой палате Архиерейских палат.

Выход из Архиерейских палат во двор Кремля. Пара десятков шагов – и мы у чудесного Рождественского собора…

Иконостас

О Царь-пушке и Царь-колоколе все мы наслышаны…

А ведь немногие знают о существовании на свете такого предмета, как ЦАРЬ-ФОНАРЬ…

Совершенно уникальные златые врата, созданные при помощи сложнейшей техники огненной золотой наводки по черному фону! Нигде в мире более нет такого экспоната. В Киеве – лишь фрагмент, здесь же – всё целиком…

Часы с циферблатом, где арабские цифры заменены старославянскими буквами!

Мы прогулялись до Музея деревянного зодчества. Там, на его территории, проходило главное празднество дня. Мы не пошли внутрь – уж слишком много народу приехало сюда… Но и картины вокруг порадовали глаз!

Волхв – вызыватель дождя со своими магическими трубками…

Река Каменка.

Богоявленская церковь.

Вид с правого берега

(вдали – Кремль)

Дорога к Кремлю

На заднем плане – Торговые ряды, где мы укрывались от дождя…

Входоиерусалимская церковь

Дом на центральной ул. Ленина

Церковь святого Симеона

А затем, после небольшого обеда (включая непременную и знаменитую медовуху – наш национальный древнерусский слабоалкогольный напиток, мы отправились в Спасо-Евфимиев монастырь.

О его музейных композициях можно рассказывать бесконечно. Здесь переплелись судьбы вещего монаха Авеля, предсказывавшего будущее русским императорам, и декабриста Шаховского, итальянских военнопленных времён Великой отечественной войны и итальянского кинорежиссёра Тонино Гуэрра, Андрея Тарковского, снимавшего здесь восьмую новеллу своего фильма «Страсти по Андрею» («Андрей Рублёв») и князя Пожарского, поднимавшего войска против польских оккупантов Смутного времени…

Поэтому – лучше приехать и всё увидеть своими глазами!

Два года назад я купил в Суздале компакт-диск, который так и назывался: «Лучший город на земле». Это – правда. Здесь даже гаишники – худенькие (стройные) и приятные на вид.

И ещё одна история. Два года, разговорившись с персоналом гостиницы «Ризположенская», я спросил:

- А что это в Суздале народ такой культурный, невоинственный?

Гостиничный охранник, задумавшись на секунду, иронично ответил, характерно «окая»:

- Так ведь пролетариату-то у нас не было! Не было пролетариату…

И это тоже – правда…

____________________________________________________________________

в начало                                                         Муром                                                         Владимир

Выкса                                                              Кострома                                     другие путешествия